Особенно доходчиво жизнь познаётся через смерть. Характер и состояние кладбищ может много рассказать о национальном характере (в россии особенно). Не берусь глубоко судить о "немецком духе", но прогулки по погосту в маленьком немецком городке Шенефельд - хороший антидепрессант.

Прежде всего, поражает идеальная чистота и ухоженность. Прошлый раз я был тут зимой и не смог оценить красоты всей картины. Подстриженные лужайки, никаких оград кроме ровно стриженых кустов или деревьев. Идеальные аллеи, никаких "пылающих" “вечных” цветов, - зато везде следы живой человеческой памяти. Цветущие кусты и множество маленьких фигурок - бронзовых бабочек, птиц, необычного дизайна, который отражает индивидуальность ушедшего человека.

Вот две бронзовых фигурки на двух каменных столбах: она читает книгу, он смотрит на неё и между ними длится связь, несмотря на вечность этой "пропасти". Обычные, частные люди, с философским представлением о жизни, с ощущением её масштаба..

Или вот котейко уселся на плите, - нежность между ним и хозяином жива, несмотря на смерть двоих. Даже ухо полиняло от поглаживаний, как мне показалось. (Котейки уже нет, а ласка не кончается).

Или вот моё любимое “радужное” надгробие, которое я заметил ещё год назад. Сверху на плите лежал какой-то камешек с радужной раскраской. Было видно, что от руки. То ли положил кто-то из близких, то ли вот такой “посмертный” каминг-аут, длинной в "бессмертную жизнь". Словно и не было никакого “Левита” с его адскими угрозами. Обращение к богу поверх "Ветхого завета". "Из-под глыб"...

А в этот раз я увидел большую радугу, - уже никаких сомнений. Между тем, по кронам ухоженных деревьев плыл звон часов с церковной башни. Меланхоличный, медленный, словно говорящий о принятии, а не разделении. И не возникало никакого диссонанса между церковью и "раджным" надгробием с трогательнм камешком. (Явно, не такими надо побивать блудников и грешников). Бог был любовью, - как о нём и было сказано.

Больше всего удивляет креативность выбранных решений. Часто это - образ, метафора, о которой хочется подумать, задержаться и помедлить. Вот узнаваемый контур острова Sylt - и тонкая черта железнодорожной линии, похожая на царапину, связывает остров с материком, обрываясь где-то прямо под именем. (Завтра я как раз по ней поеду, любуясь морем в окнах с двух сторон).

Или вот “оплывшая” "песчаная" плита. И по ней наискосок пролегли следы, которые смоет прибоем времени. "Дописать бы до края страницы, добежать до ближайшей границы", - спела бы Долина.

Метафоры рождают радостное чувство, потому что это не тоска “последнего пристанища”, не "приют убогого чухонца", а цветное и образное продолжение жизни, игра живой фантазии. Конечно, тут много (так любимых немцами) маленьких фигурок, которые обильно продаются в супермаркетах “TEDi“ - ангелов, птиц и поминальных фонариков. “Уют” универсален и важен даже на кладбище. Но и сквозь банальность пробивается живое чувство памяти: в каждом углу погоста - аккуратный кран с водой и висящая на нём большая зелёная лейка.

Пока я нежился на солнце на скамейке, дожидаясь автобуса, мимо прошёл седо-усый смотритель кладбища со своим “садовым” инструментом и кивнул мне привычное “Moin!”

Место удивительно удобное для транзитных странников, терзаемых проблемами своего "транзита". Всё здесь, кажется, цитирует тебе Экклесиаста. ("Всё проходит, пройдёт и это"). Но вид с погоста на родной Социаламт добавляет, скорее, мудрости, чем печали. Кстати, из Социаламта - прекрасный вид на кладбище. Глядя за окно, ты точно понимаешь, что тебя ждёт вслед за пособием. ) Философский взгляд на проблемы ВНЖ - лучший антидепрессант. (Дружеский привет Лёше Сергееву в Тбилиси - от нашего кладбища вашему).

Парадокс, но здесь, действительно, красиво, потому что везде следы жизни. Залитая солнцем “общая” лужайка со следами любви и памяти. Это общая земля с пропавшими барьерами, что разделяли нас при жизни. Но они пропали, испарились, оставив только красоту, которая “ничья” и одновременно всем принадлежит.

Кладбище в Германии - это отражение "философии общего дела” (как сказал бы Фёдоров). Оно не о кусках, клочках, обрывках наших судеб, а о единстве - в любви и красоте. (Хотелось бы так думать).

Прямо хоть ложись между этих плит и изобретай себе креативный камень. ) С босыми отпечатками ступней на пляже FKK.. И надписью поперёк: “Остановись, прохожий, здесь лежит счастливый релокант, забывший о России”... )

Александр Хоц

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены