Большая война естественно отвлекает внимание мировой общественности от других важных событий. А между тем некоторые из них могут иметь существенные, далеко идущие последствия для развития глобального политического расклада. Грядущие президентские выборы в Турции — это хороший повод поговорить о противоречивых странностях политических процессов, происходящих в этом регионе. Главная интрига выборов заключается не в том, кто наберет больше голосов, а в том, решится ли Эрдоган на захват власти. Его мотивация понятна — "посултанствовал", так сказать. Не то чтобы очень, бывает много хуже, но и за то, что "удалось", посадить могут. Поэтому у Реджепа неизбежно возникают сильные желания сделать еще что-нибудь для отечества. Короче говоря — "побуду еще, может, все утрясется" (а ведь этот политик довольно долго воспринимался как демократическая альтернатива власти военных).
Ситуация складывается так, что "мягкий" выход из этого политического кризиса маловероятен и последствия узурпации власти Эрдоганом могут быть самые серьезные: дальнейшее авторитарное и даже тоталитарное перерождение Турции, усиление исламского фактора, империализм, сопровождающийся внешнеполитической агрессивностью, высокая вероятность конфронтации с западными союзниками, а то и разрыв союзнических отношений, углубление коррупции, дальнейшее ухудшение экономического положения страны. Нетрудно предвидеть и новые проблемы с национальными меньшинствами, особенно с курдами. Таким образом, узурпация власти "сильным президентом" — это то, что выгодно некоторым заклятым врагам страны.
Сразу вспомним Армению, ибо на данный момент именно она оказалась в критическом положении. Конечно, на первых порах дальнейшая "османизация" Турции принесет немало хлопот, но в долгосрочной перспективе это позволит Армении выбраться из политической изоляции и стать на правильную сторону в международном политическом раскладе, что она уже пытается делать, привлекая США в качестве посредника для решения Карабахской проблемы. Безусловно, это не отменяет необходимости проведения фундаментальных реформ в армянском обществе. Армения должна стать цивилизованной, инновационной и успешной, иначе исторический шанс использовать не удастся.
Теперь обратимся к Греции, соседке и союзнице Турции по НАТО. Отношения этих двух стран можно определить как холодная ненависть. Так было не всегда, и сто лет тому назад ненависть вообще пылала вулканом. Эхо тех трагических событий докатилось даже до Канады, греческим погромом 1918-го в Торонто (ей-богу, не вру, в истории Канады бывало и такое). В те годы греко-турецкая война оказалась в фокусе внимания европейской политики, и не случайно. Тогда многое решалось не только для тех двух стран. В конце концов победила Турция, и последствия той победы надолго сформировали политический расклад в регионе. Но в политике ничего не происходит раз и навсегда, а значит, Греции также выгодно, чтобы Турция "под дланью" султана-узурпатора вела себя как можно хуже. Тогда появится возможность политически изолировать старинного врага и переиграть политическую партию в свою пользу.
Внимательно следят за грядущими президентскими баталиями и курды. Особенность политической ситуации для этого сорокамиллионного народа состоит в том, что его путь к независимости лежит через серию политических катаклизмов в крупнейших державах региона — Ираке, Сирии, Иране и Турции. Как только одна из этих стран попадает в политическую передрягу, тут же появляется шанс для курдов сделать шаг к заветной цели через автономию. Так произошло в Ираке, так едва не случилось в Сирии, но Россия помешала (эта империя всем мешает). Кроме того, значительная курдская община компактно проживает на северо-западе Ирана, а шиитская империя уже попала в список "очень плохих". Когда за нее возьмутся, то, возможно, курдская автономия появится и там. Пока же на очереди стоит Турция и ее судьбоносные выборы.
Нельзя не вспомнить и Россию. Отношение к Эрдогану в Кремле двоякое. Конечно, он соперник в регионе, но свой, понятный, к тому же с ним можно договориться почти обо всем. По понятиям. Особенно это важно сейчас, когда кургузого хорошо прижали и пространства для маневра у него остается все меньше. Поэтому Путину очень важно иметь в Турции знакомый политический пейзаж. Так привычнее и спокойнее, а то придут демократы-либералы, "чтоб они все сгорели, паразиты, и начнут мозги морочить — агрессия, закон, свобода" (моя интерпретация его мыслей). С Реджепом куда как спокойнее, и как тут не поддержать коллегу. Такая поддержка может дорого стоить Турции. Она может оказаться в плохой политической компании, а там — поражение и большой передел.
Вот так все туго закручивается вокруг президентских выборов и желания одного пожилого человека что-то кому-то доказать и нежелания подумать о будущем страны и договориться. Других заинтересованных касаться пока не будем — тема деликатная.