В ушедшем году не случилось, как минимум, одного ожидавшегося в течение многих лет события – формального подведения итогов сценарного прогнозирования развития России, какое с нерядовым публичным сопровождением проводил в свое время гремевший на всю страну, а сейчас практически забытый "Клуб-2015".
Возникший вскоре после августовского кризиса 1998 г. и включивший в свой состав ряд талантливых бизнесменов, менеджеров, политиков, экспертов, аналитиков, журналистов, "Клуб-2015" поставил перед собой весьма амбициозную задачу – предсказать возможные сценарии развития страны в ближайшие полтора десятилетия.
Описывать сделанную ими работу не имеет смысла – она подробно изложена в публикации "Клуб 2015. Сценарии для России", а также во многих статьях и интервью авторов и участников проекта.
Со своей стороны отмечу лишь, что поначалу было выделено 14 "стартовых сценариев" ("Chudo", "Либеральный дракон", "Обязательное чудо", "Призыв", "Белый журавль", "Просвещенный людоед", "Падение Берлинской стены", "Двуглавый орел", "Полутона", "Muddling down", "Либеральный пророк", "Красно-черный журавль", "Russian bear", "Мертвый журавль"), которые затем были сведены к трем "окончательным сценариям" ("Мегасербия", "Сказка о потерянном времени", "Ренессанс"). Художественное изложение этих сценариев осуществили Александр Кабаков, Александр Гельман и Денис Драгунский, а публицистически их описали Светлана Бабаева, Андрей Галиев и Андрей Колесников.
То, что ожидавшегося события (сопоставления фактически произошедшего в стране со сценарными прогнозами) не произошло, в целом понятно – ни один из сценариев, предложенных авторами публике, не был реализован, а сам "Клуб-2015", судя по истечению срока регистрации одноименного домена, похоже, прекратил существование.
Конечно, у самих авторов может быть и другое мнение. Например, А.Колесников настаивает, что на самом деле реализовался наихудший сценарий: "Самое интересное, что в реальной жизни почти так и случилось. Во всяком случае, пессимистический сценарий "Клуба 2015", сформулированный в 1998-1999 годах, реализовался почти во всех самых пикантных деталях".
Насколько это утверждение далеко от действительности, можно судить, например, по доступным "пикантным деталям" этого пессимистического сценария и сравнить их с нынешней ситуацией в России и мире:
"Негативный сценарий
В очень плохом сценарии Россия грядущего предстает как страна, находящаяся в состоянии войны всех против всех. Каждый взял столько суверенитета, сколько смог унести. В результате от Российской Федерации не осталось и следа. На её месте – конгломерат постоянно конфликтующих, а то и воюющих друг с другом микрогосударств. Их названия: Республика Восточная Сибирь, Курско-Орловская Социалистическая Освобожденная Военная Область, Независимый Ленинградский Округ, Вольный Коммунистический Пролетарский Брянск, Независимая Тьмутаракань, Великая Саха, Свободная Территория Тюмень, Объединенные Эмираты Казани и Уфы, Священная Алтайская Империя и т. п. Часть этого конгломерата называется Славянское Содружество Соединённой России (сокращенно – СССР).
Цены на нефть упали до минимума, и страна превратилась в сумрачного нищего. Налоговая система полностью рухнула. Чиновники живут только на взятки. Повсюду заброшенные заводские корпуса, картонные и жестяные шалаши беженцев.
Пить водку, правда, стали меньше, но лишь потому, что молодёжь перешла на синтетические галлюциногены. Москвичи, желающие выйти на улицу, непременно берут с собой оружие, просматривают свою лестничную площадку глазком-сканером, предварительно вызывают платную милицию, а их дома и квартиры обшиты титановым броневым листом. В моде бронепиджаки. Но все это не всегда помогает. Лихие люди режут титановую обшивку домов армейскими противотанковыми лазерами, врываются в квартиры и, под страхом смерти, снимают со счетов несчастных в Интернетбанке все до последнего руллара (денежная единица, образовавшаяся в результате жесткой привязки РУбля к доЛЛАРУ).
Впрочем, на фоне всеобщего хаоса присутствует и своеобразный российский порядок. Страна контролируется кланами Фамилиархов – Солнцевыми, Коптевыми, Раменских и др., от которых полностью зависит формально правящий страной мало что уже соображающий 84-летний Генерал-Секретарь. А всему этому предшествовала достойная предыстория: третий блестящий балканский поход, ядерный удар по Ваххабитской Джамахирии и т. п.
В ближайшем окружении России дела не лучше. За окном поезда, подъезжающего к Минску, – тени дистрофиков, нищая серая деревня, без людей и скота, поскольку народ давно переселился помирать в лесные землянки, стаи диких собак, а затем – светящиеся сотнями рентген болота Полесья, руины городов, реки грязи вместо дорог.
В остальном мире тоже несладко. Западный мир разрушается."Турки из Исламской Земли Северный Рейн-Вестфалия стоят насмерть против сербов из Южно-Германского Православного Собора… Республика Северная Италия атомными минами отгораживается от южан". Париж разделился на Восточный и Западный – как некогда Берлин. "Две независимые Ирландии воюют друг против друга за право быть самой независимой и объединяются только против Лондона… Валлийцы захватили Бристоль и жгут дома англичан… Испании уже давно не существует, а Каталония не может подписать мирный договор со страной Басков". За Атлантикой же "Афро-Американская Исламская Конфедерация ведёт войну против Соединенных Штатов Мексики и Техаса, Союз Восточного Побережья не признает ни тех, ни других".
А началась вся эта вакханалия именно с России. "Россия попыталась перепрыгнуть в будущее прямо из прошлого через настоящее, и снова от этого тяжкого прыжка содрогнулся весь мир. Но теперь и сам этот мир, мир, созданный безгранично распространившейся европейской цивилизацией, был не так устойчив, как сто лет до того, и новая российская революция стала первым камешком лавины".
Сам по себе тот факт, что сценарии, предложенные широкой общественности осенью 1999 года, оказались на практике неосуществленными, не заслуживал бы написания этого текста. Прогнозирование будущего – это действительно дело весьма непростое, мало кому подвластное.
Тем не менее следует обратить внимание на то, что ни один из авторов сценарных прогнозов в свое время даже не упомянул роль, очевидно, главного фактора изменений в стране в последовавшие затем 16 лет – несмотря на то, что на момент сдачи упомянутой книги в печать он (этот фактор) уже почти три месяца был премьер-министром, а Б.Ельцин при его назначении уже намекнул, что видит его и на президентском посту.
Если и есть причины, по которым сегодня имеет смысл обратиться к этой работе 16-летней давности, то они другие. Таких причин видится, по крайней мере, три.
Во-первых, это историческая причина – напоминание нам, сегодняшим, о том, какие проблемы, стоявшие перед страной, виделись важнейшими тогда, в 1998-99 гг. Хотя нижеследующий список и неполон, он хорошо показывает, какие проблемы, отмеченные многими авторами, доминировали в общественном сознании тогда:
- неспособность страны избавиться от бюджетного дефицита;
- бремя внешнего долга, невозможность расплатиться с ним в обозримой перспективе, намерение провести его реструктуризацию;
- зависимость страны от программ и финансирования МВФ;
- жесткий дефицит валюты;
- угроза "ползучего дефолта";
- отсутствие устойчивого экономического роста, мечта о темпах экономического роста в 4% в год ("может быть"!), которые рассматриваются как почти недостижимый идеал;
- опасение введения регулируемых цен;
- опасение опускания нового "железного занавеса";
- опасение победы коммунистов на президентских и парламентских выборах;
- опасение дезинтеграции страны на ряд этнических и территориальных анклавов.
Как видно из сегодняшнего дня, политические угрозы, казавшиея тогда катастрофическими, не реализовались, а все экономические проблемы, выглядевшие в то время столь непреодолимыми, изнурительными, нерешаемыми, были решены. Причем решены в кратчайшие сроки, задолго до повышения мировых энергетических цен до рекордных уровней. (Кстати, повышение мировых энергетических цен до рекордных уровней совпало со значительным ухудшением российских экономических показателей). Что, очевидно, говорит и о качестве прогнозов и о новом уровне понимания того, какие проблемы, какими способами и в какие сроки в нашей стране можно решить.
Во-вторых, концептуальная причина – явное отсутствие какой-либо предопределенности в развитии страны, отсутствие какого-либо эффекта т.н. "исторической колеи", причем как той, какая выглядела бы в качестве "пессимистического сценария", так и той, о какой прогнозисты мечтали в своем оптимистическом варианте.
Вообще последние три десятилетия российской истории представляют собой учебниковый пример отсутствия какой-либо предначертанности в развитии и, следоватльно, фатальной неспособности спрогнозировать, предсказать, предвидеть будущее страны не только на 15-16-летний период, но и на более короткие сроки.
Кто, скажите, например, в 1984 г. смог спрогнозировать не только избрание М.Горбачева генсеком ЦК КПСС, но и то, какие именно реформы он на этом посту будет проводить, и к каким последствиям эти реформы приведут КПСС и СССР к 1991 г.?
Кто, например, после октябрьского пленума ЦК 1987 г. был в состоянии предсказать, что низвергнутый с партийного олимпа Б.Ельцин сможет восстать из пепла, стать руководителем России, провести роспуск СССР, отстранить от власти КПСС и далее совершить все то, что он успел сделать за период своего президентства?
Кто, скажите, например, в мае 1999 г. был способен назвать фамилию человека, который занял пост российского президента менее чем через год?
Как много людей, например, в 2005 г. могли себе представить, что три года спустя Россия совершит агрессию против Грузии, будет бомбить Тбилиси и отторгнет у нее 20 процентов ее территории?
А как много тех, кто весной 2013 г. мог предвидеть, что менее чем через год Россия аннексирует Крым, разбомбит Донбасс, а российские войска вместе с подонками всех мастей будут убивать восставших украинцев?
Эти, а также многие другие примеры недавней российской истории показывают, что способности даже весьма талантливых экспертов предсказывать даже самое ближайшее будущее весьма ограничены, а политическая и прочая эволюция нашей страны не имеет ничего общего с какой бы то ни было предопределенной "исторической колеей".
Наконец, как неудача вышеупомянутых сценарных прогнозов-2015, так и отечественная история последних трех десятилетий подсказывает нам, что являлось, является и скоре всего будет являться в предстоящие годы главным фактором исторической эволюции нашей страны.
Это люди.
Прежде всего люди, оказывающиеся на вершине государственной власти.
Их представления, взгляды, интересы, привычки, наклонности, заблуждения, предрассудки, совершенные ими ранее преступления.
Такого рода знание в состоянии дать нам более адекватное представление о нашем завтрашнем и послезавтрашнем дне, чем слепая вера в некую "предопределенность российской исторической колеи" или же сценарные прогнозы, игнорирующие этот фактор.
! Орфография и стилистика автора сохранены