"Нехорошая квартира" — это название 7-й главы "Мастера и Маргариты". Так же именуется и очередная глава в интереснейшем триллере "Навальный против Собянина". И хотя на этот раз местом действия явилась не Садовая 302-бис, а Рочдельская 12, чертовщины в новой истории не меньше. Каким образом квартира, имевшая в 2008 г. площадь 308 кв. м. сократилась на следующий год до 210 кв. м., а в 2010 г. увеличилась до изначальных 308 кв. м. — сюжет столь же интригующий, как и тот, что поведал Коровьев Маргарите, — об одном своем знакомом, который без всякого пятого измерения едва не превратил трехкомнатную квартиру на Земляном валу в пятикомнатную. Не менее любопытно и то, как владелицей апартаментов, оценочная стоимость коих сейчас составляет 170 миллионов руб., стала младшая, 13-летняя дочь Собянина, Ольга.
Maтериал Навального о нехорошей квартире поставил Собянина в тупик. Собянину, по основной специальности — специалисту в области технологии машиностроении и металлорежущих станков (заочная юридическая учеба не повлияла на его ораторские навыки), и раньше-то было тяжело тягаться в искусстве полемики с адвокатом Навальным, так что теперь окончательный отказ будущего мэра от дебатов стал неизбежен.
Мир чиновников прореагировал на скандал, как всегда — в задумчивых даосско-кафкианских тонах: мол, квартира была выделена Сергею Семеновичу в служебное пользование как высокопоставленному федеральному начальнику, а присвоить государственное имущество — это стандартная практика. Все так делают, и течение российского бытия изменить невозможно, да и не разумно, а потому совершенномудрый сливается с этим течением, не пытаясь повернуть его вспять. Все суета сует и томление духа. Аминь.
Но вот депутата Астраханского Законодательного Собрания Олега Шеина притча о стандартной практике не удовлетворила. И потому он послал прокурору Москвы запрос с просьбой пояснить, почему Собянин приватизировал нехорошую квартиру, если по федеральным законам (ссылки опустим, но они приведены здесь): (А) служебные помещения приватизации не подлежат, и (Б) на получение жилья по соцнайму (если считать, что таковой стал основанием для передачи квартиры дочке Собянина), право имеют только дети-сироты, лица, страдающие особенно сложными заболеваниями (напр., эпилепсия, туберкулез, лепра), и лица, чье единственное жилье стало непригодным для проживания (напр., погорельцы). Прокуратура, конечно, нарушений в присвоении квартиры не усмотрит - и это тоже стандартная практика, которой никто не удивится.
А вот общественный деятель Валерий Морозов меня удивил. Антисобянинский пехтинг он назвал лицемерием, мотивируя формулировку тем, что, во-первых, квартира не куплена на ворованные деньги, а просто похищена у налогоплательщиков, а, во-вторых, тем, что точно так же поступало и множество других чиновников, а не только Собянин, но их Навальный не трогает.
Другими словами, Морозов невольно предложил новую юридическую доктрину для защиты от обвинений в противозаконной деятельности: массовость правонарушения (в том числе, и уголовного) избавляет от ответственности за его совершение. Впрочем, за пределами России доктрина эта не нова и известна как mob mentality defense, "фактор стадного менталитета". Она была успешно применена в качестве защиты четырех черных бандитов, во время печально известных лос-анджелесских бунтов (Rodney King Riots) 1992 г. избивших до полусмерти, перед телекамерами, водителя грузовика Реджинальда Денни (Reginald Denny), чья вина состояла лишь в том, что он был белый. Миллионы людей видели, как ему проламывали череп, но суд присяжных решил, что нападавшие не виновны: сработал стадный инстинкт — все били белых, и они били. Возвращаясь к обвинениям Морозова — все чиновники тибрят государственное имущество, и Собянин стибрил. Грозить за это розгами именно ему, а не другим, — лицемерно.
Да, совсем забыл о самом главном. Для тех, кто не знает, Валерий Морозов — председатель Международного Антикоррупционного Комитета, базирующегося в Лондоне.*
Комитет сделал немало хорошего в деле выведения российских взяточников на чистую воду. Но, по-моему, вовсе не Навальном следует фокусироваться Комитету в его борьбе. Неужели в стане антикоррупционеров появилась внутренняя конкуренция? А может, квартирный вопрос действительно испортил москвичей?
В любом случае, мaтериал Навального о нехорошей квартире — попадание в самую "десятку". На этом фоне компромат, подготовленный его системными и полусистемными противниками — оскорбление кавказской женщины, дружба с националистами и даже дело Кировлеса — выглядит холостыми выстрелами, в крайнем случаем, пуляньем из дробовика. Думаю, что Собянин уже сильно пожалел о том, что настоял на участии Навального в выборах.
____________________
* В первоначальной версии этого поста указывалось, что Андрей Илларионов, как сообщает официальный сайт Международного Антикоррпуционного Комитета, входит в этот Комитет. Прочитав пост, Андрей Илларионов пояснил http://aillarionov.livejournal.com/546383.html, что утверждение Комитета не соответствует действительности и он его членом никогда не являлся. Поэтому в текст внесены соответствующие изменения.
! Орфография и стилистика автора сохранены