Прошедший 3 марта в Санкт Петербурге "Марш несогласных" Первый телеканал, как и следовало ожидать, проигнорировал, а "Россия" отрицательно прокомментировал. Субботние "Вести" сообщили о "провокации в Петербурге", в которой приняли участие разрозненные группы "фашистов и левых экстремистов". В той же программе слово предоставили губернатору города Валентине Матвиенко. Она тоже говорила о провокации, которую устроили "гастролеры из Москвы", решившие зачем-то "взорвать" благополучный Питер.
Наиболее подробный видеорассказ о субботних событиях в Северной столице позволила себе только программа "Неделя" с Марианной Максимовской (канал Рен-ТВ). Однако и здесь продолжительность "картинки" не превышала одной минуты. Кроме того, Максимовская оставила показанное вообще без комментариев – видимо, таковы были заявленные учредителями правила игры. Но на фоне всеобщего молчания даже этот сюжет смотрелся вопиющей крамолой.
Многие другие новостные сюжеты канала, показанные на минувшей неделе, были посвящены предстоящим местным выборам. В этой связи ведущий программы "24" Михаил Куренной заметил, что механизм отстранения неугодных от участия в плебисцитах доведен властью до совершенства. Экс-лидер "Родины" Дмитрий Рогозин даже заявил, что надо ввести уголовную ответственность за превращение выборов в фарс.
Однако подобное фрондерство давно уже стало исключением в российском телеэфире. Помимо Рен-ТВ, острые критические высказывания позволяли себе до недавнего времени лишь избранные ведущие отдельных передач "Авторского телевидения" (ATV).
Но, похоже, и здесь свободе слова наступает конец. В конце недели пришло сообщение, что компания продана. Бывшие владельцы пока никак не прокомментировали это событие. Зато представители коллектива компании в сообщении, посланном на адрес передачи "Человек из телевизора" ("Эхо Москвы"), рассказали, что, по слухам, ожидается обновление тематического плана производства и массовые сокращения персонала. Теперь нам, скорее всего, придется довольствоваться публицистикой и аналитикой, представленными на других каналах. Как известно, большая часть этих программ занимается односторонней пропагандой политики государства и борьбой с попытками проявления иных взглядов.
Наглядный пример – программа Владимира Соловьева "К барьеру!" (канал НТВ). Гости передачи обсуждали вопрос выборности глав крупнейших городов. Мэр Архангельска Александр Донской выступал за то, чтобы оставить за народом право выбирать руководителей городов и регионов. Ему оппонировал вечный противник идеи выборности, депутат Госдумы Александр Хинштейн. В пылу полемики Хинштейн заявил, что назначение местных руководителей по представлению президента является единственно верным решением проблемы, поскольку "это – богоданность". Надо полагать, что такое неожиданное заявление можно расценивать, как предложение депутата в спешном порядке канонизировать верховную власть в лице гаранта Конституции.
Справедливости ради отметим, что не лучшим образом выглядел в программе и мэр северного города. Александр Донской путался в ответах, избегал конкретных формулировок и показался человеком, которому есть, что скрывать. Участие такого рода персонажей в реальном выборном процессе, к сожалению, способно и в самом деле бросить тень на саму идею выборов.
Кстати, "правильная" работа с приглашенными гостями является важнейшей составляющей мастерства ведущего программы. Очень часто представители оппозиции и просто обладатели отличных от официальной точек зрения приглашаются в ток-шоу исключительно для того, чтобы предстать в роли мальчиков для битья.
Помимо упомянутой программы "К барьеру!" примером может служить другая программа Владимира Соловьева – "Воскресный вечер". Ее гостям предлагалось осудить грязные предвыборные технологии, поговорить о принадлежности России к европейской цивилизации и затронуть феномен массового призыва деятелей культуры в партии и движения проправительственной ориентации.
Для участия в передаче были "для порядка" приглашены Григорий Явлинский, Ирина Хакамада и Геннадий Зюганов. Однако роль "солиста" досталась единороссу Вячеславу Володину. По привычке, не дав раскрыть рта оппонентам, он продемонстрировал им, а, заодно и телезрителям, несколько блестящих образцов демагогической риторики. Эмоциональной вершиной выступления Володина стало утверждение, будто российские демократы "фонды-гранты получают, а затем поют в угоду дяди Сэма". Враги здесь названы более чем конкретно. Владимиру Соловьеву эта конкретика явно понравилась. Он пообещал впредь регулярно приглашать Володина на свои передачи.
Вообще ведущий постоянно давал понять, чью сторону он занимает в ходе дискуссии. Так, спустя несколько минут, он резко осадил Ирину Хакамаду, заявив, что либерализм в России потерпел сокрушительное поражение. Свидетельством тому, по мнению журналиста, является возрастающий интерес телезрителей к советским ценностям и культуре советской эпохи.
Здесь надо признать, что Владимир Соловьев отчасти прав. Однако интерес этот сознательно формируется и подогревается программной политикой федеральных каналов. Только на минувшей неделе в российском эфире были показаны явно не являющиеся шедеврами и почти забытые ленты – "Признать виновным", "Без вести пропавший", "Тачанка с юга", "Бармен из Золотого Якоря", "Девушка спешит на свидание", "У матросов нет вопросов", "В дальнем плавании" и еще добрых два десятка им подобных. В той же Германии, например, показ фильмов времен Третьего рейха возможен только на специализированных каналах с комментариями специалистов. У нас же допустима демонстрация в прайм-тайм даже одиозных лент "Искатели счастья" и "Падение Берлина", не говоря уже о ставших "классикой советского кинематографа" фильмах "Коммунист" или "Тени исчезают в полдень". Зато о существовании таких режиссеров, как Кира Муратова, Алексей Герман, Александр Сокуров, Виктор Аристов, Виктор Титов наше телевидение вспоминает от случая к случаю и крайне неохотно.
Некоторый просвет все же виден. В той же передаче Владимира Соловьева по итогам интерактивного голосования зрители подавляющим большинством голосов поддержали писателя и журналиста Дмитрия Быкова. Он выступал против привлечения в различные "партии власти" брендов в лице известных деятелей культуры и искусства. Выступавший с противоположной точкой зрения Валдис Пельш остался в меньшинстве. Таким образом, даже крайне неоднородная аудитория канала НТВ высказалась против чрезмерной политизации искусства и вовлечения художников в борьбу клонированных политических группировок.
Вы можете оставить свои комментарии здесь