В ходе своего визита в Китай президент Владимир Путин в очередной раз подтвердил, что Россия собирается строить гигантский нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий Океан" (Ангарск – Приморский край). Более того, в Китае впервые официально было объявлено о намерении провести ответвление трубы на Китай по маршруту "Сковородино-Дацин".

В свите Путина был замечен Семен Вайншток – руководитель компании "Транснефть", которая занимается разработкой данного проекта. Вся команда вернулась из Поднебесной весьма довольной: сторонам удалось прийти к компромиссу, и китайцы согласились проинвестировать часть проекта, чего так жаждали в Москве.

А ведь сначала одним из условий Пекина для финансирования строительства нефтепровода было требование направить весь объем российской нефти, проходящей по этой трубе, в Китай. Остальные страны Азиатско-Тихоокеанского региона при этом отсекались. России в таком случае пришлось бы смириться с ценовым диктатом покупателя-монополиста.

Пока Путин договаривался в Пекине и смотрел на монахов в Шаолине, в России росло недовольство экологов и просто неравнодушных граждан планами по строительству трубы. Так в Приморском крае, где общественность ранее выступала лишь за перенос строительства нефтеналивного морского терминала из бухты Перевозная в Находку, ситуация несколько изменилась. После заявлений высокопоставленных чиновников о том, что терминал в Перевозной строить не будут, уже общественность Находки вышла на улицы в пикеты. И если противники терминала в Перевозной шли с плакатами: "Спасем леопардов!", то лозунги находкинцев звучат гораздо радикальнее: "Нет доверия антинародной власти!", "Наш ответ - трубе НЕТ", "Находка плюс труба - Чернобыль-2", "Власти мало ЖКХ - ей нужна еще труба", "Кто погибнет от трубы? Море, рыбы, город, Мы!".

На другом конце региона, в Иркутске накал страстей противников нефтепровода достиг вообще небывалого размаха. 18 марта там прошел митинг и многотысячная демонстрация под лозунгом "Мы защитим тебя, наш Байкал". Это событие стало кульминацией долгой борьбы, которую вели местные и забайкальские экологи против планов "Транснефти".

В самый последний момент к этой борьбе подключились местные единороссы (такая же история произошла недавно с борьбой за свободу водителя Щербинского). 13 марта политсовет Иркутского регионального отделения "Единой России" обратился к Путину, Фрадкову, Миронову и собственному лидеру Грызлову с просьбой отменить утверждение положительного заключения, которое вынесла государственная экологическая экспертизы проекту нефтепровода. Небывалый случай, чтобы партия власти поддержала "продажных экологов", да еще и в борьбе с самыми высокими инстанциями. А ведь, по словам Путина, строительство нефтепровода должно было стать национальным проектом! Интересно, что против выступил даже губернатор Иркутской области, экс-начальник Восточно-Сибирской железной дороги Александр Тишанин. Считается, что Тишанин - креатура нынешнего главы РЖД Владимира Якунина, близкого с руководством компании "Роснефть". А ведь эта компания непосредственным образом заинтересована в строительстве скандального нефтепровода. Что это: тонкая игра в борьбе с экологами, разборки внутри властных группировок или кризис вертикали власти?

Тем не менее подготовка к запуску нефтепровода идет полным ходом на всех фронтах. Так, недавно стало известно, что в Минэкономразвития Германа Грефа готовится законопроект, в котором предлагается объявить семилетние налоговые каникулы для нефтяных разработок в Восточной Сибири. По официальной версии, таким образом, власть попытается договориться с нефтяниками о стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке. Однако эта мера вряд ли успеет помочь аграриям к началу посевной кампании. Скорее, освобождение от налогов призвано стимулировать бизнесменов наполнить нефтью будущий нефтепровод "Восточная Сибирь – Тихий Океан". Впрочем, если вспомнить, что львиная доля нефтедобывающих активов принадлежит властной элите, станет ясно, кого именно она собирается стимулировать. Гораздо более интересный вопрос - почему налоговые льготы будут действовать именно 7 лет. Но ответ становится очевидным, если вспомнить, что ровно столько осталось сидеть в колонии Михаилу Ходорковскому, некогда крупнейшему нефтедобытчику и одному из авторов идеи торговли с Китаем. Кроме того, как раз примерно в то время, когда закончатся налоговые каникулы, в МБХ выйдет на волю, закончится первый срок преемника Путина или третий срок самого Путина.

Кажется, у власти на ближайшие семь лет все ходы просчитаны: пока не упала нефть, а народ не взбунтовался, высокопоставленные чиновники будут выкачивать российскую нефть в еще максимальных объемах, при этом "законно" освободив себя от уплаты налоговых обязательств. А пока дело стало за организацией канала сбыта - нефтетрубопровода, который вот-вот и начнут строить. Несмотря на все протесты. Как говорится, труба зовет: "Транснефть, в поход!".

Альберт Калашников, Амурская область

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter

29.03.2006